Для политологии на завтра немного собрала информацию, здесь основные аспекты вопроса.
Закон «О милиции»
читать дальшеДмитрий Медведев выступил с предложением внести изменения в закон «О милиции» и вернуть этой части правоохранительных органов её дореволюционное имя: полиция. И хотя СМИ подхватили новость как сенсацию об изменении наименования, на самом деле предложения главы государства гораздо глубже и существеннее.
Подчеркнув, что название "милиция" стало использоваться со времен революции, он пояснил: "Тем самым подчеркивался ее народный характер, рабоче-крестьянский. Фактически это были дружинники в форме".
По предложению Медведева, законопроект помещён на организованный для этой цели сайт "Законопроект-2010.ру" для всенародного обсуждения.
Медведев дал указание соответствующим органам "самым внимательным образом" изучать все идеи и замечания, поступающие от населения. Комитету по подготовке проекта закона и экспертному совету МВД по вопросам нормотворчества поручили изучать поступающие в ходе общественной дискуссии предложения.
В новом законопроекте четко описаны права и перечень обязанностей сотрудников МВД.
Эти нормы четко регламентированы в отношении операций по задержанию граждан, проникновению в жилища, применению спецсредств, оружия.
«Это то, что вызывает очень острую реакцию в обществе, и то, что должно быть четко регламентировано», - сказал Медведев.
Граждане страны должны чётко знать, что имеет и чего не имеет права делать представитель органов охраны порядка.
В совещании в Горках приняли участие сотрудники МВД высших рангов: министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Булавин, руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, замруководителя администрации президента Алексей Громов, помощник президента РФ Олег Марков, помощник президента - начальник Государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева и другие.
Документ поступит в Государственную Думу в декабре.
Большинство россиян не доверяет милиции. Тем не менее со своими бедами и неприятностями они идут в дежурные части ОВД и к участковым. Потому что помнят разгул уличной преступности середины 1990-х и понимают, что сегодняшняя безопасность (пусть относительная) ночных улиц - это достижение милиции.
В законопроект вошло около 50 поправок, предложенных правозащитниками. Ряд предложений оказались отвергнутыми. Некоторые - справедливо. Например, о том, что милиционеров надо "распогонить". Возможно, лет через 20 к этому вопросу и надо будет вернуться. Но сейчас сделать милиционеров штатскими - значит нанести милиции удар ниже пояса. Потому что разделение на звания - это не только инструмент поддержания служебной дисциплины, но и важная часть стимулирования, тем более в условиях невысокой зарплаты.
Предлагалось разделить милицию на федеральную криминальную и местную муниципальную. Но в этом случае муниципальная милиция окажется в полной зависимости от местных властей.
Некоторые правозащитники с порога обрушились на законопроект. Но в документе немало и положительных моментов. Например, одним из основных принципов в работе полиции становится соблюдение и защита прав и свобод граждан (ст. 31). Раньше милиция обязана была всего лишь "уважать" права и свободы. Соблюдение же - более высокая категория обязательства. За несоблюдение и ответственность более высокая, чем за неуважение.
По новому закону начальники от МВД до ОВД обязаны периодически отчитываться перед законодательной и представительной властями страны, региона и органами местного самоуправления. А участковые - перед жителями своих участков. Знатоки приказа министра внутренних дел России N 900 возразят: мол, что здесь нового, участковый и раньше должен был отчитываться перед населением. Это так, но раньше это была одна из примерно 90 его обязанностей, и, честно говоря, я не знаю случаев, когда бы участковый собирал народ, рассказывал ему, что и как, выслушивал вопросы и наставления. А сейчас такая функция предусмотрена федеральным законом, поэтому имеет приоритет перед остальными, и пусть попробует участковый ее не выполнить.
Одним из основных критериев деятельности полиции становится мнение граждан. Этот критерий есть и сегодня. Но сейчас он является вспомогательным и теряется на фоне "динамики расчетных показателей" всевозможных следственно-оперативных достижений.
Есть еще ряд положительных новшеств. Наконец-то при профилактике безнадзорности несовершеннолетних предусмотрено взаимодействие полиции с общественными объединениями. Как долго сотни общественных объединений, работающих с трудными подростками, ждали этого! Очень важной является обязанность полиции оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений или находящимся в беспомощном состоянии (ст. 12). Отдадим должное и антикоррупционной составляющей: ст. 27 обязывает сотрудника полиции декларировать доходы членов своей семьи.
Однако перечисление плюсов законопроекта не должно создавать иллюзию, что он идеален. В нем есть что совершенствовать. Правозащитники полагают, что право посетить милицейский участок должны иметь не только специально уполномоченные представители общественности, но и любой вменяемый и адекватный человек. Поэтому правозащитники настаивают на внесении такой формулировки: "в случае обоснованной необходимости возможность осмотреть служебные помещения подразделения полиции может быть предоставлена любым гражданам или их представителям. Решение об этом принимает начальник органа внутренних дел или вышестоящий руководитель".
Еще об открытости. Есть в законопроекте прекрасная норма - о необходимости фиксировать на видеоносители все действия сотрудников полиции: от задержания преступников до общения с гражданами. Хотелось бы ее дополнить положением о том, чтобы данные фото и видеофиксации были открыты для всех лиц, права и интересы которых они затрагивают, а также для их представителей.
Пока законопроект о милиции превращался в законопроект о полиции, из него выпала очень серьезная норма, в которой говорилось о необходимости обеспечить задержанных удовлетворительными бытовыми условиями и 3-разовым горячим питанием. Надеюсь, что это не более чем техническая ошибка.
Статью 12 (п. 12), где говорится об обязанности полиции осуществлять розыск лиц, пропавших без вести, я бы дополнила задачей искать еще и лиц, утративших связь с родст-венниками. Разница между этими категориями даже для специалиста достаточно тонкая, но она есть. Без вести пропавший - это человек, исчезнувший внезапно, без видимых причин, его местонахождение и судьба неизвестны. А утратившие связь - это родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения. Одно дело если причиной этого стали внутрисемейные обиды. А если человек психически болен? Или уехал, опасаясь давления криминальных структур? Сегодня иной структуры, кроме милиции (или полиции), способной найти и спасти либо обезвредить такого человека, не существует.
Это касается того, что надо бы внести. Теперь о том, без чего документ может обойтись. Достаточно опасным представляется предложение предоставить полиции функцию по согласованию массовых публичных, спортивных и зрелищных мероприятий (ст. 12, п.7). Если кто-то решит сегодня организовать марш против какой-нибудь лесосеки-стройки-вырубки, то шанс получить разрешение местного градоначальника достаточно туманен. Зачем же еще больше осложнять дело согласованием этой бумаги с полицией и делать ее крайней?
Очень опасным представляется возложение на милицию контроля правил въезда в Россию и выезда из нее иностранных граждан или лиц без гражданства (п. 35 ст. 12). Это приведет к серьезным злоупотреблениям. Некоторые милиционеры только тем и будут заниматься, что "охотиться" на иностранцев. Помимо того, что это само по себе достойно порицания, возможность легкого заработка будет отвлекать патрульных от прямых обязанностей. И на звонок о том, что за нами гонится хулиган, могут ответить: все ловят иностранцев, у которых 3 часа назад закончился срок регистрации.
Большую тревогу вызывает статья 14 об основаниях и сроках задержания граждан. Сегодня милиция вправе доставлять и задерживать 3 (с учетом психически больных граждан фактически 4) группы граждан. А у полиции появится право задерживать уже 13 различных групп. Более того, сроки задержания становятся неопределенно длинными. Одна из заслуг главы МВД Рашида Нургалиева в этом и состоит, что дежурные части перестали быть забиты арестантами. В 2009 году им был подписан приказ N 248, который позволил не заволокичивать разбирательство. Однако новый законопроект почему-то предлагает держать задержанных в участке до "победного конца": уклоняющихся от административного ареста - до передачи в места отбывания ареста; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского или воспитательного характера - до передачи в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер, и т.д. и т.п.
К чему это приведет? Есть в Мурманской области Мончегорское спецПТУ, где отбывают "меры воспитательного характера" дети в возрасте до 18 лет. В том числе и из Сибири. Представим себе, что ребенок из этого в общем-то достаточно хорошего ПТУ убежит к себе в Сибирь, где его задержит милиция. Если следовать законопроекту, то всю неделю, если не месяц, пока к нему из Мончегорска будет ехать воспитатель (надо оформить командировку, приобрести билет, доехать), ребенок будет находиться в помещении при дежурной части и пугать посетителей своим грустным видом. Авторитета милиции такая картина не прибавит.
Таких пожеланий может набраться несколько десятков. Но следует быть справедливым: закон "О полиции" - первый закон в новейшей российской истории, представленный для широкого обсуждения. Чем ближе человек к власти, тем сильнее искушение решить все в узком кругу, без лишнего шума. Судьба этого закона оказалась иной. Мы получили возможность повлиять на правоохранительную систему завтрашнего дня. И как знать: если сегодня мы сможем здраво и заинтересованно воспользоваться этим правом, не станет ли это началом практики, когда любой значимый закон будет приниматься только после того, как власть посоветуется с народом?
* * *
Цена реформы
Реформа МВД обойдется федеральному бюджету в 2012-2013 годах более чем в 200 млрд рублей, сообщил журналистам вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин. В 2012 году запланировано потратить на эти цели 84,5 млрд рублей, в 2013-м - 132,5 млрд. По словам Кудрина, определенные расходы заложены в резерв для исполнения закона о полиции в 2012-2013 годах. "В этот период МВД будет проходить переподчинение на федеральный уровень и одновременно будет проходить реформа денежного довольствия", - рассказал Кудрин, добавив, что в результате реформирования денежное довольствие сотрудников МВД вырастет на 30%.
Закон «О милиции»
Для политологии на завтра немного собрала информацию, здесь основные аспекты вопроса.
Закон «О милиции»
читать дальше
Закон «О милиции»
читать дальше